Главная Наука Наука и вера

Проникновение псевдонаучных взглядов в околоцерковную среду

Самое плохое в этом фильме то, что авторы пытаются свести моральные ценности к физическим законам. Объяснять, что такое хорошо и что такое плохо, исходя из механики, это мерзость не только перед людьми, но и перед Богом…

В рамках XIX Ежегодной международной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета прошел круглый стол «Православие и соблазн псевдонауки», на котором кандидатом физико-математических наук, доцентом МИФИ В.Н. Решетова был прочитан доклад «Проникновение псевдонаучных взглядов в околоцерковную среду».  

 

 

 

Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами,

  дабы открылись между вами искусные.

1Кор.11:19

Оборотная сторона популярности

 

Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю:

  хлеба на корню не будет у него;

зерно не даст муки;

  а если и даст, то чужие проглотят ее.

  (Ос.8:7,8)

 

Широкое распространение псевдонаучных взглядов — проблема не только Церкви, но всего общества в целом, и немалую роль в этом играют средства массовой информации, стремящиеся разного рода сенсационными открытиями поддерживать интерес к своим изданиям. Народная мудрость гласит, что «всякий говорящий правду о чем-нибудь да умалчивает». Нам понятно, почему хитрят дети, нетрудно догадаться, отчего взрослые обманывают маленьких, но кто объяснит, зачем вводят в заблуждение читателей ученые и журналисты?

Бизнесмен, используя недобросовестную рекламу, может на некоторое время получить преимущество перед конкурентами, но ведь со временем все откроется, и будет только хуже. Ученые и журналисты, казалось бы, должны в первую очередь заботиться о своем честном имени и только потом — о грантах и тиражах. Однако последователи Хаджи Насреддина пока не перевелись и смело берутся за задачу обучения осла человеческой речи, памятуя, что по ходу дела «либо ишак умрет, либо шах, либо я».

Лженаука и искренние заблуждения ученых в глобальном плане мало опасны для настоящей науки, поскольку, как правило, умирают вместе с теми учеными, которым пришла в голову гениальная всеобъясняющая мысль. Локально они, конечно, мешают жить научным работникам и вводят в заблуждение людей, далеких от науки. Специфика сегодняшнего момента состоит в том, что появился отдельный вид, как правило, оздоровительного бизнеса, который пытается опереться на разного рода околонаучные построения для придания своим товарам и услугам респектабельного вида. Лженаука таким «бизнесменам» нужна только для создания положительного имиджа и не она обеспечивает массовый спрос на разного рода чудодейственные устройства. Соответственно бороться надо с невежеством и легковерием, пропагандируя здоровый и критический взгляд на устроение мира и роль науки в повышении качества нашей жизни.

Лучшая прививка от невежества — это знания. И вот здесь у науки и журналистики, по идее, должно быть полное единство. Пропаганда здорово образа мысли дело конечно не легкое и требующее специально обученных ученых, журналистов и   редакторов. Причем обучать следует в первую очередь редакторов и журналистов, поскольку нести знания в массы это их профессиональная задача. Научные работники эти знания добывают и передают ограниченному контингенту своих учеников, аспирантов и студентов. Так было всегда, и только иногда появляются молодые или уже остепенившиеся ученые, готовые посвятить свою жизнь рассказу детям и домработницам о том, как разумно и замечательно устроен мир. Таких увлеченных людей с широким кругозором не в каждом НИИ можно найти, но в каждом серьезном журнале, занимающемся популяризацией науки, должен быть такой редактор или хотя бы пара таких знакомых журналистов. Естественно, такой человек не может так же глубоко, как узкий специалист, знать конкретную предметную область, но он должен быть способен понять то, что ему говорят специалисты и уметь донести основную мысль и ее место в общей картине мира до читателей.

Журналист имеет право и должен быть широко образованным дилетантом, требовать от ученого, чтобы он был широко образованным специалистом, немного жестоко. Поэтому в первую очередь издатели, как люди, зарабатывающие на труде журналиста, должны заботиться о повышении образовательного статуса и грамотности своих работников и именно они должны искать, растить и кормить тех, кто умеет сочетать почти несоединимое — широту взглядов, глубину понимания и легкость пера.

 

Объективная консолидация

 

И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости,

исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга.

  К Римлянам, 15:14

 

Сегодня, как и во все времена, у религии и науки достаточно много точек соприкосновения и общих задач. Одна из них — это разоблачение паранаучных и псевдорелигиозных учений. В последние годы разного рода паранормальные веяния стали зарождаться особенно активно. Раньше такие взгляды распространялись преимущественно при личном контакте сторонников нетрадиционных воззрений на устройство мира и место человека в нем. До перестройки книги на оккультные и экстрасенсорные темы у нас в стране практически не издавались, зарубежные гуру к нам не наведывались. Сегодня проблема духовного совершенствования и раскрытия скрытых возможностей человека крайне широко обсуждается — как на бумаге, так и в электронном виде. В связи с общедоступностью Интернета и полной свободой слова в нем каждый может сделать себе сайт или организовать «живой журнал», где будет проповедовать любимые учения и распространять неведомые никому знания.

Одной из характерных особенностей современной магии стала попытки подвести естественнонаучную основу под свои древние ритуалы и заклинания. Тем же путем идет и экстрасенсорика вместе с парапсихологией, пытающиеся подвести приборную базу под свои психотронные завихрения и паранормальные явления. Получается достаточно своеобразная ситуация, когда, по сути, чисто религиозные представления о мире пытаются обосновать якобы имеющимися экспериментальными данными и новыми физическими теориями. При этом чисто оккультные старинные практики порой преподносятся, как лишь недавно рассекреченные научные достижения.

Своеобразие ситуации требует соответствующего комплексного подхода, соединяющего в себе, на первый взгляд, несоединимые вещи — неотмирность религии и практичность науки. Именно поэтому, изобличая современных колдунов, следует апеллировать не только к здравому смыслу, но и религиозной и научной трактовке феномена бурного развития экстрасенсорных способностей у человека XXI века. При этом такой подход освящен не только словами митрополита Филарета Московского, сказавшего еще в XIX веке, что «Вера Христова не во вражде с истинным знанием, потому что не в союзе с невежеством», но и находится в согласии с наставлением одного из создателей квантовой механики, лауреата Нобелевской премии Макса Планка, который в XX веке утверждал, что «Религия и естествознание нуждаются в вере в Бога. При этом для религии Бог стоит в начале всякого размышления, а для естествознания — в конце. Для одних он означает фундамент, а для других — вершину построения любых мировоззренческих принципов. Религия и естествознание не исключают друг друга, как кое-кто ныне думает, а дополняют и обусловливают друг друга». Поэтому если наука и религия в столь глобальном смысле находят взаимопонимание друг с другом, то в столь частном вопросе, как борьба с распространением колдовства и магии, у них и подавно может быть практически полное единство.

Среди двух миллиардов русскоязычных веб-страниц около 10 миллионов посвящено магии, колдунам НЛО и экстрасенсорике, на стольких же страницах упоминается рогатый, его друзья и начальники. В процентном отношении это не так много и заметно уступает числу сайтов, посвященных Божественной теме. Правда православным не стоит обольщаться, поскольку среди 30 миллионов страниц со словом Бог только на 6 миллионах упоминается Христос, миллион страниц в Интернете посвящен иудаизму и на 10 миллионах страниц упоминаются разного рода духовные явления без увязки оных с какими-либо божествами.

Анализ статистики запросов пользователей поисковой системы Яндекс показывает, что около 100 тысяч человек в месяц пытаются узнать что-нибудь новенькое о магии, колдовстве и НЛО. Интерес посетителей главного русскоязычного поисковика к духовно-божественной тематике заметно ниже и отстает от числа запросов на оккультные темы. Правда, по посещаемости сайты, посвященные традиционным религиям, на порядок обгоняют все эзотерические странички вместе взятые. В среднем, по данным поисковиков, за месяц в русскоязычном Интернете просматривается несколько миллионов страниц, так или иначе связанных с верой в Бога и поиском человеком своего места в мире.

Интерес к автомобилям, отдыху, девушкам и фотографиям у посетителей Интернета на порядки выше. Соответственно в области земных интересов за день просматривается страниц больше, чем в области небесных — за месяц. Приземленность интересов пользователей всемирной паутины — явление общемировое, и в этом нет ничего удивительного, поскольку сегодня Интернет — это рабочая среда для сотен миллионов человек. Удивительно то, что суммарное время, проводимое посетителями на разного рода «развлекательных» сайтах, намного превосходит время, которое пользователи Интернета тратят на поиск нужной по работе информации. Естественно, что данная мировая тенденция характерна не для каждого конкретного пользователя всемирной паутины, и она отражает лишь тот факт, что большая часть человечества, приобщенного к Интернету, чаще отдыхает, чем работает, гуляя по сайтам.

Изучив новые поступления в электронную копилку знаний, хочется сказать большое спасибо тем энтузиастам, которые, не жалея времени сил и денег, создают в Интернете благоприятную среду для выяснения истины и разоблачения шарлатанов. Многие сайты, изобличающие современных колдунов и лжеученых, созданы частными лицами, совсем не содержат баннеров и преследуют чисто просветительскую цель. Чего никак не скажешь о сайтах, предлагающих пути духовного совершенствование и разного рода магические услуги. Эта группа ресурсов испещрена ссылками друг на друга и разного рода платными объявлениями, порой совсем не относящимися к тематике сайта. То есть новоявленные благодетели человечества не только активно распространяют разного рода бумажную и мультимедийную продукцию на оккультные темы, но и пытаются заработать на рекламе, размещаемой на страницах их магических сайтов. Так что все разговоры о бескорыстии настоящих экстрасенсов и белых магов можно считать пустыми, и надо честно признать, что оккультные услуги — это одна из разновидностей бизнеса, получающего свои дивиденды за счет человеческого невежества и тяги к потустороннему.

В последние годы все стало на свои места, серьезные ученые высказали свое авторитетное мнение по поводу энергоинформационного обмена и торсионных полей, экстрасенсорных способностей Алана Чумака и способности воды изменять свою «структуру» под действием человеческой мысли. Средства массовой информации открыто признали, что гороскопы и всякая чертовщина нравится подписчикам и телезрителям, и поэтому — в борьбе за рейтинг посещаемость и тираж — они публиковали, публикуют, и будут публиковать то, что нравится народу и за что платят рекламодатели.

Однако в борьбе за имидж и серьезных читателей наметилась и другая тенденция. Ряд сетевых изданий завели у себя разделы с условным названием «мракобесие», где размещают материалы о вопиюще безграмотных и антинаучных материалах, проскакивающих на телевидении, радио и в Интернете. Естественно, что светские издания в эту рубрику часто помещают и материалы в защиту школы и государства от влияния церкви. Аналогичное положение царит и на целом ряде сайтов, всецело посвященных борьбе за светлые идеалы гуманизма и пропаганде атеистических взглядов на устроение мира и человека. Причем пафос большинства сторонников материализма вполне позитивен и даже благотворен, поскольку достаточно часто атеисты борются не с верой в Бога, как таковой, а с разного рода суевериями и вульгарными представлениями, встречающимися в современном религиозном мировоззрении. Они, по сути, являются помощниками диакона Андрея Кураева в его борьбе с «Оккультизмом в православии». Так что, как еще раз не вспомнить слова митрополита Филарета, сказавшего, что «Вера Христова не во вражде с истинным знанием, потому что не в союзе с невежеством». Именно поэтому мы приводим не только самые сильные высказывания российских ученых о разного рода новоявленных целителях, но и указываем ссылки на те сайты, где постоянно появляются материалы, помогающие верующим в борьбе с оккультизмом и оттачивающие их веру в Бога.

Из событий недавнего времени стоит вспомнить как минимум три. Во-первых, показ по центральному телевидению «научно-популярного фильма» «Великая тайна воды». Мы не случайно закавычили название того жанра, к которому авторы отнесли свое произведение искусства. Более точно данное «кино» охарактеризовала российская телеакадемия , вручившая ему целых три статуэтки Орфея — за сам фильм, за режиссуру и за операторскую работу … Отнеся его к жанру «Документальный фильм», учредители премии ТЭФИ очень точно обозначили тот факт, что к науке этот фильм имеет очень малое отношение, зато вполне точно и красочно характеризует ту «кашу в голове», которая к началу XXI века возникла у многих интеллигентов, пытавшихся обосновать с помощью науки морально-этические   нормы, свойственные человеческому общежитию. Пафос и благие намерения создателей фильма были так велики, что авторам удалось подверстать в свою киноленту представителей практических всех конфессий. Раввины и шаманы, священнослужители и муллы — все в один голос говорили о том, какое значение в религиозных обрядах и учениях играет вода и как велика сила слова человеческого, соединяющегося в молитве с энергиями всемогущего Бога.

О силе и могуществе мысли и удивительной отзывчивости и долгой памяти воды рассказывали с экрана те, кого зрителю представляли как выдающихся ученых. Трудно сказать, чей социальный заказ выполняли создатели фильма и насколько они были искренни, убеждая зрителя в том, что каждое произнесенное слово и даже промелькнувшая мысль мгновенно видоизменяют структуру той воды, что вокруг и внутри нас. Однако такой вульгарно-материалистический подход к морально-этическим нормам не может не насторожить. Обоснование того, что надо хорошо себя вести и быть добрым через некие материальные свойства воды сегодня выглядит более чем странно. Более того, все околонаучные построения, на которых зиждется новая идеология главного героя этого фильма Эмото Масару, сомнительны и не имеют под собой никакой экспериментальной и теоретической базы. В итоге получился вполне документальный рассказ о верованиях и учениях, основанных на все том же старом энергоинформационном подходе, согласно которому идеальный мир наших переживаний и ощущений напрямую влияет на материальный мир окружающих нас предметов и машин. Нельзя погружать зрителя во тьму невежества, надо нести ему свет знаний и воспитывать критическое отношение к тому, что «одна баба сказала». Это только оккультисты и экстрасенсы считают, что у них и у Церкви одинаковые права на владение истиной, а на самом деле мудрость веков и опыт сотен поколений вполне четко показывает, что шутки с разного рода сверхчувственным восприятием и прочей экзотикой обычно очень плохо кончаются.

По сути, в этом фильме, полном глупостей и ошибок, нам предлагают поверить в нового могущественного Бога — Воду, который всех нас смоет с лица земли, если мы не одумаемся, и не станем жить по законам, установленным новым пророком, разгадавшим великую тайну воды. В общем, верующие и атеисты всех стран, объединяйтесь и давайте жить дружно, а не то Вода и Природа обидятся и всем нам будет полный каюк. Все те, кто говорит в этом фильме о приборной регистрации изменения структуры воды или фиксации экстрасенсорного воздействия, работают с шумом, и в этой мутной грязной воде, состоящей из суммы всевозможных сигналов, они и находят то, что ищут, смело, отбрасывая все те снежинки, которые не подходят под их теорию. В чем, кстати, один из героев сознался, сказав, что снежинки получаются разные, но если поискать, то на Моцарта можно найти красивую, а на рок — корявую.

Самое плохое в этом фильме то, что авторы пытаются свести моральные ценности к физическим законам. Объяснять, что такое хорошо и что такое плохо, исходя из механики, это мерзость не только перед людьми, но и перед Богом…

Два других события имели куда меньшую огласку и социальный резонанс. В конце 2006 года вышла новая книга Э.П. Круглякова «Ученые» с большой дороги-2». Правда, тираж был столь незначителен (5000 экземпляров), что уже весной 2007 года ее было невозможно купить. Жаль, что информация о шарлатанах, прикрывающихся именем науки, столь мало доступна в печатном виде. Остается радоваться тому, что ключевые документы о работе комиссии по борьбе с лженаукой доступны во всемирной паутине, откуда их и взяли для цитирования..

Третье событие произошло в Америке и было еще менее заметно, хотя оно достаточно симптоматично. В начале 2007 года закрылась хорошо известная в узких кругах Принстонская лаборатория, изучавшая целых 28 лет всякого рода паранармальные явления. За это время она истратила 10 миллионов спонсорских денег и не опубликовала ни одной статьи в серьезных реферируемых журналах, посвященной достигнутым успехам при изучении всякого рода «чертовщины». Судя по российским публикациям, сообщение о ее закрытии вызвало некий всплеск интереса к исследованию фактов влияния «мирового разума» на земные случайные процессы, но полное отсутствие значимых результатов в этой области очень быстро свело всплеск к нулю.

Закончить краткий обзор того, что стало известно о паранормальных явлениях за последние 10 лет, хочется упоминанием об учреждении бывшим фокусником Джеймсом Ренди специального фонда и премии в 1 миллион долларов. Ее получит тот, кто сможет продемонстрировать то, во что многие верят, но никто не может сделать, то есть разного рода сверхъестественные явления. Впервые о такой награде для экстраординарных личностей Джеймс заговорил в 1964 году, когда он был готов подарить 1000 долларов тому, кто сможет продемонстрировать нечто паранормальное. За прошедшие годы размер приза вырос в тысячу раз, но никто из пытавшихся доказать, что он обладает уникальными необъяснимыми наукой способностями, так и не смог пройти формального теста на свою паранормальность. Так что, если вдруг у кого появится желание, то обращайтесь, причем начать можно с российских любителей магии, на сайтах которых обещают даже финансовую поддержку тем, кто сумеет продемонстрировать нечто такое, за что американцы дают 1 миллион долларов. Кстати, список тех опытов, за которые обещаны деньги, достаточно обширен и в него входят такие распространенные явления нашей жизни, как лозоходство и телекинез, экстрасенсорное восприятие и предвидение, спиритизм и общение с умершими, астрология и гомеопатия, акупунктура и Ци Гун, привидения и наличие ауры, левитация и вечный двигатель. Так что сегодня любого, кто говорит, что он может нечто паранормальное, можно смело отправлять на экспертизу к Джеймсу Ренди и дальнейшее обсуждение его экстрасенсорных способностей продолжать, только если он вернется с миллионом в портфеле.

Наиболее ярко позитивная и созидательная активность отдельных представителей человечества заметна на сайтах всемирного проекта « Википеди я» — свободной многоязычной энциклопедии, в которой каждый может изменить и дополнить любую статью или создать новую . В русскоязычной версии этого проекта сейчас всего 200 тысяч статей, зато в англоязычной — целых 2 миллиона. На остальных 250 языках можно найти еще 6 миллионов статей, над которыми поработало в общей сложности около 300 миллионов авторов. Этот плод коллективного творчества, естественно, нельзя считать истиной в последней инстанции, но проверить сумасшедшую идею, пришедшую вам на ум или услышанную от знакомого, на данном мегапортале можно и нужно. Ну, а если у Вас есть конкретный вопрос или обуревает недоумение, то лучше всего пойти на форум сайта диакона Андрея Кураев и пообщаться там с образованными православными христианами, готовыми дать отпор любой ереси и мракобесию. Российская академия наук тоже не забывает о необходимости просвещения граждан и изобличения жуликов. Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований начала регулярную публикацию бюллетеня «В защиту науки», с которым можно познакомиться на сайте РАН. Так что в плане доступности информации о том, что бывает, а чего быть не должно, дело обстоит гораздо лучше, чем 10 лет назад. Вот только телевидению и многотиражной прессе это все не указ, и средства массовой информации, борясь за зрителей и читателей, используют все возможные рычаги, включая астрологию и экстрасенсорику.

 

Дежа Вю

 

Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.

От Луки 10,18-20

 

Экстрасенсы, как и любые люди, бывают разными. Это только при взгляде издалека все паранормальщики одинаковые, а подойдешь поближе, разговоришься и увидишь, что у каждого в душе свой особый мир и свои специфические завихрения. Однако с годами, после большого количества встреч, все отчетливее начинаешь понимать, что у всех, твердо верящих в существование тонкоматериального мира и реальность телепатии, есть что-то общее, присущее   именно экстрасенсорному мировоззрению.

Недавно мне довелось пообщаться с человеком, изучавшим в 80 годы паранормальные явления в стенах закрытой части вполне нормального НИИ. Эти работы, как он говорит, были направлены не только на изучение феномена экстрасенсорной чувствительности отдельных индивидуумов, но и носили вполне прикладной характер. Военными ставилась задача разработки методов дистанционного воздействия на толпу и ее вожаков посредством неких особых технологий. Абсолютно нормальный мужик, повидавший свет журналист, директор IT отдела всеми уважаемого печатного издания, оказался не просто сенситивом, видящим ауру сидящего перед ним человека, но вполне убежденным сторонником того, что закон «Об энергоинформационной безопасности населения» родился не на пустом месте и отражает вполне реальные опасности, присутствующие в нашем мире.

Поскольку разговор носил вполне дружеский характер, то очень скоро мы поняли, что переубеждать друг друга совершенно бесполезно, а вот создать некий обобщенный образ человека, соединившего в себе всю эзотерическую мудрость, вполне возможно. В процессе этого разговора и родился некий усредненный портрет экстрасенса, за что мистеру X, оживившему в памяти всех, прежде виденных экстрасенсов, огромное спасибо. Имя этого, пока еще не крещеного, человека пусть останется тайной, поскольку многое из того, что написано ниже, непосредственно к нему не относится и, по сути, является «10 особенностями экстрасенсорного восприятия мира».

Первая и, наверное, самая главная черта этого мировоззрения — его всеядность. Все религии и народы издревле общались с потусторонним миром, поэтому можно и должно изучать и обобщать этот опыт. В головах экстрасенсов мирно уживаются самоистязания   йогов и христианская аскетика, закон кармы и промысел Божий, восточные меридианы и каббалистические представления. Получается такой чисто поверхностный экуменизм оккультного толка, готовый объединить в себе все известные методы общения с потусторонним миром от культа Вуду до практики отчитки. При этом глубинная суть конкретной религии никого не волнует, поскольку старинными путями поиска Бога интересуются с чисто утилитарной точки зрения, как примерами проявления разного рода паранормальных способностей человека.

Разговоры про тонкоматериальные сущности обязательно имеют квазинаучную окраску с нажимом на неопровержимые «экспериментальные доказательства» и личный опыт. При этом люди совершенно не задумываются над тем, как это все может работать, и собственные ощущения воспринимают, как истину в последней инстанции. «Я вижу ауру, наблюдал, как душа отлетает от тела, чувствую, как у меня забирают энергию, умею читать мысли и мне плевать на то, что наука не может объяснить все эти явления» — вот стандартная и абсолютно непробиваемая позиция современного поклонника магии. При этом тот факт, что все паранормальные явления человеческой психики прекрасно описывает такая наука, как психология, адепты оккультного взгляда на мир даже обсуждать не хотят, будучи твердо уверены в том, что   у них с головой все в полном порядке, и они могут легко отличить обычные галлюцинации от чисто экстрасенсорных переживаний.

Третьей, столь же устойчивой, чертой является некий ореол секретности и разговоры о разных уровнях посвящения и умения. Один пятнадцать лет назад давал страшную подписку о неразглашении государственной тайны, другому «они» или «Система» не разрешают делиться полученными знаниями и умениями с кем попало. В общем, «я могу и знаю, но другим не расскажу, не покажу и не дам попробовать. Вот когда дорастете, очистите «каналы», отречетесь от устаревших представлений, тогда сами увидите и почувствуете, как у вас открывается третий глаз и появляется чувство силы. Правда, дано это далеко не всем и только избранные достигают действительных высот миросозерцания».

Тесно связанным с секретностью, является страх потери своего сверхъестественного таланта. Именно этим обычно объясняется не желание сенсетивов выступать на публике, решать мировые проблемы и делать бизнес на своих необычных способностях. Поэтому «настоящие» экстрасенсы очень пренебрежительно отзываются о тех колдунах, магах и ясновидящих, которые дают объявления в газеты и размещают рекламу в Интернет о своих оккультных услугах по части сглаза, порчи и приворота. То ест, ни в коей мере не отрицая возможности всего того, о чем пишут в газетах, они прямо намекают на то, что торговать своим даром могут только явные халтурщики и обманщики. Особой заботой всех тех, кто верит в телепатию, является защита от негативного воздействия других «специалистов» по тонким материям и обычных бытовых энергетических вампиров. Так что тот мир, в котором живут современные волшебники, не так прост и в нем присутствует свой достаточно жесткий свод законов, которые лучше не нарушать, если не хочешь лишиться особого дара.

Именно эти неписанные правила позволяют экстрасенсам очень легко уходить от любого рода объективных проверок их «уникальных» способностей. Главный специалист по диагностике кармы, просит «случайно» оказавшегося в зале журналиста с телекамерой покинуть зал, поскольку он (журналист) мешает проведению диагностики. Молодой исследователь телепатии жалуется, что у него от разговора начинает болеть голова, и он не может дальше обсуждать особенности проводимых им экспериментов. Лектор, несущий полную ахинею о вихревом пространстве, хранящем все наши умозаключения, просит воздержаться от комментариев и не мешать ему просвещать любопытствующих студентов. Дежурная фраза «в вашем присутствии мои способности пропадают и, вообще, вы своими вопросами тормозите продвижение человечества к светлому паранормальному будущему» призвана оградить современного мага от любых попыток критически посмотреть на то, что он делает. В итоге все усилия по верификации экстрасенсорных способностей заранее обречены на провал, поскольку только при крайне благожелательном отношении проверяющих к оператору тот может показать нечто необычное, выходящее за рамки статистики и случайных флуктуаций. В общем, случай вполне клинический и хорошо изученный — плохому танцору известно, что мешает.

Достаточно часто экстрасенсы исповедуют вполне атеистические взгляды, полагая, что тот мир, с которым они общаются, просто тонкоматериальный и еще не изучен наукой, а Бога вообще нет и не надо. Встречаются и такие экземпляры, которые через изучение торсионных полей или хрональных явлений пришли к вере в Бога и крестились на старости лет. Одни приходят в храм доказав себе с математической точностью, что Бог есть, другие бегут в монастырь, осознав опасность заигрывания с потусторонним. Однако в любом случаи эти люди остаются верны своей первой любви, и на всю жизнь сохраняют твердую веру в сглаз, порчу, геопатогенные зоны, возможность диагностики по фотографии и наличие психотронного оружия у ведущих мировых держав.   При этом они практически никогда не живут нормальной церковной жизнью и относятся к храму и богослужению, как к средству подпитки себя светлой космической энергией или наоборот — чураются церкви, считая, что там преобладает черная энергетика. В общем, религия для них это лишь инструмент, часть той технологии, которую они используют для преображения мира. Богу, как личности, нет места в их построениях, в лучшем случаи Он превращается в некий неумолимый закон кармы, в худшем — давно сделав свое дело, полностью удаляется от мира.

Мировоззрение экстрасенсов наиболее близко к пантеистическому взгляду на мир, причем обожествляется не только каждая пылинка и былинка, но и допускается самое непосредственное участие разных духовных сущностей (чертей и ангелов, как сказали бы наши предки) в делах материального мира. При этом декларируется научный подход к изучению обсуждаемых явлений и говорится о широкой экспериментальной базе паранормальных явлений. Тот факт, что это все идет вразрез с устоявшимися научными взглядами   и осуждается христианской традицией, никого не смущает и, по мнению эниологов, говорит лишь об отсталости современной науки и нежелании священнослужителей делиться своими секретами.

Достаточно часто эти люди считают, что они не просто так коптят небо, а выполняют определенную миссию, неся на Землю весть о тайных законах, управляющих нашим миром. Радеют экстрасенсы о всеобщем мире и о единении с природой, наивно полагая, что человеческое сообщество вполне может построить Рай на Земле. Немаловажную роль в создании общества всеобщего благоденствия, естественно, должны   играть энергоинформационные технологии, помогающие не только находить тех, кто не хочет жить честно, но и формирующие такой ноосферный климат, что никакие темные мысли даже зародиться не смогут на Земле. Будет это все, конечно, не сразу и не скоро, но если удастся освоить технологию дистанционного чтения и внушения мысли в промышленном масштабе и избежать прихода к власти диктатора, то Рай на Земле точно гарантирован. Так что обсуждение закона в Думе и наличие в высших кругах власти разного рода ясновидящих советников — явление далеко не случайное и обусловлено сугубой заботой о нашем сегодняшнем благополучии и светлом будущем.

Все выше сказанное относится к так называемым искренним экстрасенсам, которые либо сами что-то чувствуют, либо полностью доверяют кому-то из своих сверхчувствительных знакомых. Люди, строящие бизнес на колдовстве и ясновидении, обычно гораздо меньше озабочены духовными проблемами и просто маскируются под те верования, которые исповедуют их клиенты. Эти господа вполне уверенно стригут купоны даже в чисто атеистической сфере и среди   интеллектуалов с высшим образованием. Изучение математики и философии, к сожалению, не спасает от чар современных гадалок и ворожей, и только знакомство с основами христианской веры и историей религий ставит мозги на место и позволяет легко отличать того, с кем играет лукавый, от того, через кого говорит Бог.

 

Кому интересно — «Почему он верил в Бога»?

 

 

Но они не много успеют;

ибо их безумие обнаружится перед всеми,

как и с теми случилось.

(2Тим. 3:9)

 

 

У каждого свой путь к Богу и любая дорога интересна и поучительна. Чей-то жизненный опыт может послужить примером для подражания, а чей-то должен предупредить о возможных ошибках и опасностях. Однако мы делим книги на полезные и вредные, поскольку « c кем поведешься, от того и наберешься». В истории становления человека важны не только обстоятельства, приведшие к тем или иным поступкам и выводам, но и те цели, которые он преследовал, его мировоззрение. При чтении некоторых авторов возникает стойкое ощущение того, что пишущий сам не понимал, как опасно он ходил и куда он увлекает своих читателей. Именно такое впечатление остается по прочтению книги Альберта-Виктора Иозефовича Вейника «Почему я верю в Бога». Недавно вышло уже пятое (дополненное) издание «Исследования проявлений духовного мира» и совокупный тираж этого произведения превысил 100 тысяч экземпляров. Твердый переплет, именитый автор, благословение Митрополита, издательство Православного Экзархата — все внешние признаки истинности и благочестивости текста налицо. А что же находится внутри, чем интересен и поучителен жизненный путь автора для православного христианина?

В научном мире Альберт Иозефович известен как теплофизик и специалист по технике литья. Занимаясь процессом затвердевания металлов он достаточно быстро прошел путь от аспиранта МАТИ ( 1944 г .) до член-корреспондента АН БССР ( 1956 г .). Судя по биографической справке, приведенной в 5-м издании книги, автор еще в 1950 году приступил к разработке общей термодинамической теории. Как указано в биографии: «На первом же выступлении в 1950 г . в Академии наук УССР в Киеве автор был объявлен сумасшедшим за новую теорию теплоты с термическим зарядом (невидимым тепловым веществом) взамен хаотического движения частиц». Коллеги по научному цеху всячески пытались объяснить Альберту Иозефовичу его неправоту, но случай оказался патологическим… В последующих трудах Вейника появились электрические, магнитные, крутильные, вибрационные, метрические и хрональные вещества. Последние два, по мнению автора, играют основную роль при взаимодействии духовного и материального мира.

Работа над общей теорией (ОТ) вначале шла тайно, и свои мысли, ниспровергающие основы физики, автор включал в монографии, посвященные конкретным проблемам литейного производства. Став членом-корреспондентом, он осмелел и в труде со скромным названием «Термодинамика» открыто рассказал о своих воззрениях на основы мироздания. В результате «мутные потоки ахинеи», изданные в Минске, заметили авторы «Литературной газеты», и после совместного заседания ученых советов трех институтов АН БССР в 1969 г . воззрения А. Вейника были признаны ложными, а книга рекомендована к изъятию из фондов библиотек. Альберт Иозефович, естественно, с таким заключением не согласился и, оказавшись в полной научной изоляции, приступил к домашним опытам с хрональными излучениями.

Шуму вокруг «Термодинамики» было достаточно много. Так, на физтехе проходили шуточные «Вейниковские чтения», где студенты состязались в придумывании безумных теорий, объясняющих все на свете: от спектра излучения водорода до длины заячьих ушей. Как писали «Успехи физических наук» № 4 за 1969 год: «Самое удивительное в том, что этот средневековый схоластический бред был издан тиражом 15000 экземпляров и рекомендован Министерством высшего и среднего специального образования БССР в качестве учебного пособия для студентов университетов, технических и педагогических вузов».

Оставшись наедине со своими измышлениями и «приборами», автор заинтересовался экстрасенсорикой и лозоходством, неопознанными летающими объектами и парапсихологией. Он ездил по храмам, измеряя «рамкой» намоленность икон и праведность святых. Вейник все явления духовного и материального мира пытался объяснить своей ОТ и, если что-то не увязывалось друг с другом, он мгновенно сочинял новые свойства своему хрональному веществу и придумывал невидимые нано- и фемтомиры. Такова была позиция автора, считавшего, что он научно обосновал вероучительные положения, но на самом деле все было ровно наоборот. Альберту-Виктору Библия и Церковь были нужны для обоснования его общей теории. Плодом всей своей жизни он считал изданную на заре перестройки «Термодинамику реальных процессов», где он, уже никого не стесняясь, занялся исследованиями духовных явлений и проектированием вечных двигателей и летательных аппаратов, перемещающихся в пространстве только за счет внутренних сил. Надеюсь, всем понятно, что ни одно из описанных Альбертом Иозефовичем устройств так и не заработало за прошедшие 20 лет.

Первое издание книги «Почему я верю в Бога» вышло в 1998 году через два года после смерти автора, и подготовлено было его сыном Александром Альбертовичем Вейником. Последнее, дополненное 130 страницами Приложения, так же появилось не без участия руководителя издательского отдела Белорусского Экзархата. Сын, продолжая дело отца, создал специальный сайт, где в изобилии имеются неопубликованные труды отца, посвященные разного рода аномальным явлениям. Александр Альбертович, возглавляя издательский отдел, видимо хорошо знаком со святоотеческой литературой и имеет начальные познания в области физики, но, слепо доверяя авторитету отца, периодически издает книгу «академика-христианина» Виктора Вейника. Если судить по текстам, размещаемым Александром Вейником на сайтах и форумах, сын искренне верит в то, что отцу удалось в какой-то мере соединить науку и религию в единое целое. Для Александра Альбертовича сама попытка найти законы, объединяющие материальное и духовное, вполне похвальна и он, издавая мемуары отца, пытается стимулировать работу человеческой мысли в плане соединения божественного и земного.

Научное сообщество еще четверть века назад по достоинству оценило труды Альберта Иозефовича и сегодня его сторонники в основном обитают на уфологических и эниологических сайтах, есть у него последователи и среди эзотериков и магов. Его тонкоматериалистическая интерпретация духовных явлений понравилась приверженцам восточных учений про инь и янь, а почитатели кармы в восторге от его учения о хрональных связях живых, мертвых и еще не родившихся людей одного рода. Популярность этой книги в православной среде вызывает недоумение и может быть объяснена только одной причиной — большим количеством цитат из священных текстов. Автор, при советской власти шифровавший буквами СД вещество Святого Духа, а НД — вещество Нечистого Духа, в демократической России открыто пишет о том, как он измерял радиус своего нанохронального эллипсоида до и после причастия, и о том, как приобретенная во время богослужения энергетика растрачивается на всевозможные грехи…

Альберт Иозефович, искренне испугался той лукавой бездны, которая открылась перед ним в процессе его «исследования проявлений духовного мира», и опрометью бросился креститься в православную церковь, где стал Виктором. Страшилки всегда были популярны и их с интересом читают, а угроз и опасностей в книге «Почему я верю в Бога» предостаточно. Наличествует весь букет суеверий от сглаза и энергетического вампиризма до печати антихриста и информационного зомбирования. В Интернете имеется немало материалов, разъясняющих духовную пагубность общей теории Вейника, но для руководителя издательского центра Александра Вейника они — не указ. Для него важны духовные поиски и личная позиция его отца, а как это все соотносится с объективной реальностью и учением Церкви, ему не интересно, в этом он предлагает разбираться читателям.

Главная беда этой книги очень четко отражена в ответе одного батюшки на православном форуме: «Я не сомневаюсь в благих намерениях упомянутых тобой авторов научно доказать Божественное участие в создании мира. Но те идеи и методы, которыми они пользовались, очень далеки от святоотеческого опыта, да и от краеугольных положений современной науки. Все же цель благая не может оправдывать ложные средства для достижения».

Сравнивая «Термодинамику реальных процессов», первое издание «Почему я верю в Бога» и последнее пятое, нельзя не заметить существенного прогресса во взглядах автора и осознания своих былых ошибок. Но суть основного заблуждения Альберта Иозефовича осталась прежней. Он как был, так и остался сугубым материалистом, пытающимся все духовные явления измерить в цифрах, описать строгими законами и подчинить своей воле. Он пишет о том, что приборное исследование духовных проявлений — очень опасное занятие и не дерзает анализировать физические сущности, лежащие в основе Символа Веры. Предлагает побольше поститься и причащаться накануне решающего эксперимента. Рекомендует заручиться благословением высокодуховного священника и только после этого приступать к экспериментам с хрональными излучениями, неопознанными летающими объектами и православными святынями. Такое потребительское отношение к Церкви характерно для очень многих экстрасенсов и оккультистов, полагающих, что они могут управлять духовными существами и использовать Самого Бога для решения своих земных задач. Так что большое количество магов среди почитателей Вейника — далеко не случайное явление. И как тут не вспомнить слова Апостола: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1Кор.15:33).

Для Альберта-Виктора весь мир и Священное Писание были лишь инструментом для доказательства его общей теории. И, не найдя поддержки в научной среде, он обратился к церковной общественности, которая по легковерию и неграмотности с радостью восприняла его завиральные идеи об испускаемых глазами и кончиками пальцев хрононах, способных закупорить энергетические каналы и взорвать чакры нашего организма. Так было во времена первого издания книги, но сегодня, когда не только ученые, но и богословы высказали свое компетентное мнения о суждениях А.-В.И. Вейника, публиковать его домыслы и продавать эту книгу в храмах и на православных ярмарках явно не следует. Сжигать данный труд, наверное, не стоит, но отправить нераспроданный тираж в издательство было бы очень разумно, пусть сдадут на макулатуру и на заработанные деньги издадут «Душеполезные поучения Аввы Дорофея».

Краткий ответ на основной вопрос книги: «Почему я верю в Бога?» удивительно прост. Вейник поверил в Бога, потому что убедился, что существует сатана… И именно попытке инструментального доказательства существования темных сил посвящена данная книга. Увы, но лукавый в очередной раз переиграл ученого-изобретателя, пытавшегося силой своего разума превозмочь дьявольские козни. Формальный и чисто механистический подход к таинствам и проявлениям духовного мира не может быть плодотворным и это самый главный из позитивных выводов, который можно сделать по прочтению книг «академика-христианина» Виктора Вейника. В православном мире принято спрашивать не за что и почему, а для чего постигли меня те или иные несчастья, видя во всем происходящем с нами Божий промысел и заботу о нашем духовном возрастании. Закончить краткий разбор данной книги хочется словами из Евангелия: «Оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Матф. 15:14).

 

Приложение

 

Про естественнонаучные ошибки Альберта Вейника можно сказать лишь одно — все, что написано им по части физики в «Термодинамике реальных процессов» и «Почему я верю в Бога», неверно от первого до последнего тезиса. Если кто-то в этом сомневается, пусть спросит любого десятиклассника, знающего физику на крепкую четверку.

Подробные разборы богословских ошибок Виктора Вейника можно найти в интернете.

 

Вот краткий итог большой работы:

 

Две книги Виктора Вейника, наука и Православие

 

 

Итак, на основании богословского и общего анализа содержания двух книг Виктора Вейника («Термодинамика реальных процессов» и «Почему я верю в Бога»), позволим себе сделать следующее заключение.

Отмеченные в рассматриваемых книгах грубые логические ошибки в рассуждениях и доказательствах, пропаганда результатов оккультной практики — как результатов научных экспериментов позволяют сделать предположение о развившейся в результате увлечения оккультизмом деградации автора как ученого-физика. Многочисленные примеры методологически некорректного обращения с текстами Священного Писания выявляют и богословскую его несостоятельность.

Данные книги — не «сокрушительный удар по наивному материализму и атеизму», как утверждал Виктор Иозефович Вейник, а дискредитация Церкви, от имени которой распространяются антинаучные (т.е. ложные) знания и проповедуется псевдоправославное оккультное вероучение.

 

Вместо эпилога. Путь к вере в Бога и путь доверия Богу

 

В многочисленных беседах о книгах Виктора Иозефовича Вейника нам часто приходилось слышать обвинения в наш адрес: «Да как же вы можете такое говорить о выдающемся человеке, о прекрасном талантливом ученом, служившем науке несколько десятилетий, прошедшем своим тернистым путем к Православной вере?» Отвечаем: а как мы можем молчать о таком?

Странно не услышать протестов от ученого, в лабораторию которого пришел бы студент-первокурсник, не сдавший сессию, и бесцеремонно стал бы переставлять и перенастраивать все приборы со словами: «На самом деле все должно быть вот так!». Тем более безответственно безмолвно наблюдать выходки человека профессорского звания, который, только что переступив порог Церкви, тут же заявляет об ее ошибочном понимании текстов Священного Писания и призывает «в корне пересмотреть отношение к Творцу».

Да, разные люди разными путями приходят к Христу. И каждый приходит с своим. Кто-то — с пальмовыми ветвями. Кто-то — с бичом, гвоздями и молотком. Кто-то — с миром и благовониями. Кто-то — с рамкой и полиэтиленом. Уже две тысячи лет Церковь благовествует, что благодать Воскресшего Христа пронизывает всю вселенную, все слои полиэтилена, которые есть в ней. Только одно не может пронизать благодать Божья: сердце, не доверяющее истине Воскресения, заставляющее человеческие руки вновь и вновь лезть с псевдоприборами во все раны Христовы.

Христианин, нашедший истину, не измеряет ее, но живет ей. Собственноручно раскрытый в книгах духовный опыт Виктора Иозефовича Вейника, человека, вошедшего в Церковь с оккультной рамкой и кусками полиэтилена, являет читателю не опыт веры в Бога, а опыт деятельного недоверия Богу и Христовой Церкви.

Это — главное, что мы хотели показать нашей статьей.

 

 

Еще одна небольшая выдержка из работы, размещенной на том же сайте.

Вера и наука

 

О книге проф. Вейника «Почему я верю в Бога»

Грех в учении Вейника понимается не как трагедия нарушения личного общения человека с Богом вследствие измены первого, а как механическая поломка, сбой в системе автоматического влияния духовных законов на естественные. Проводя свое экстрасенсорное учение об «особых каналах» в человеке, «под которым непрерывно циркулируют потоки положительных и отрицательных хронов», профессор пишет: «…закупорка одного из каналов или его участка ведет к сбою в системе регулирования, и человек заболевает». Таким образом «духовные законы автоматически управляют естественными». «В организме человека Творцом заложены автоматически срабатывающие механизмы, при греховной жизни вызывающие духовные и физические заболевания». Вейник учит о том, что «существует прямая автоматически срабатывающая связь между характером греха и видом заболевания». Но духовные законы не могут автоматически управлять естественными. Мы верим в личного Бога. Его промысел всегда направлен к человеку как личности. Господь знает сокровенное сердца человеческого, и принимает непосредственное участие в его жизни. Утверждение о том, что духовные законы автоматически управляют естественными, характерно для пантеистических религий индуизма с их безличным абсолютом и учении о карме; или для деизма, с его самоуправляющимся миром, но не для Православия. Если обратиться к Священному Писанию, то мы увидим, что в нем много говорится о болезнях праведников и благоденствии грешников, вспомним хотя бы притчу о богаче и Лазаре. В житиях святых также есть много примеров, опровергающих учение Вейника. Упомянем здесь лишь о Пимене многоболезненном, Киево-Печерском чудотворце, который больным и родился, и вырос, всю жизнь прожил свято и сам исцелял болезни.

Излагая свое учение о природе человека, Вейник лишает его способности мыслить, он утверждает, «Что среди талантов, дарованных человеку, полностью отсутствует дар творения мысли, то есть дар мышления. Ошеломляющее открытие, но так и есть, и тут ничего поделать нельзя». Бог, по учению Вейника, сотворил человека «неспособным самостоятельно мыслить: он может лишь выбирать из того, что ему предлагается в готовом виде от Бога и сатаны». «Орган мышления, творящий мысль, у человека отсутствует». «Фактически изначальным источником и творцом всех мыслей служит только Бог (и в определенной ограниченной мере дьявол, или сатана)». Однако если ум человека неспособен рождать мысль, значит это уже не ум, во всяком случае, не ум человека, сотворенного по образу Божию.

Архим. Киприан (Керн), излагая учение свв. отцов о человеке, пишет: «Духовная жизнь человека в способности мыслить и говорить отображает внутритроичную жизнь Божества».

 

 

 

 

Несколько с другой стороны на проблему книгопечатания посмотрел Непомнящих Игорь Анатольевич:

 

Осторожно: провокация!

 

Сегодня, к сожалению, приходится констатировать, что на прилавки книжных магазинов обрушился поток псевдоправославной литературы, выдаваемой за православное истолкование вопросов и не только взаимоотношения науки и веры. Враг рода человеческого не дремлет. Не имея возможности сегодня открыто выступить против православия, он сам стал маскироваться под Православие, чтобы сбить неофитов с пути к Истине. И сегодня, когда началось массовое обращение к Православию, этот подлог является одной из главных опасностей на пути Православия! «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мтф. 7:15).

Примитивные, декорированные под христианство, но по существу языческие представления о духовных явлениях, изложенные в этих книгах, создают у неофита приятное для типичной для него, хотя и скрытой, но еще не изжитой, гордыни ощущение «глубокого понимания» сверхсложных проблем духовной жизни. То есть, вместо опытного знания, добываемого тяжким многолетним духовным трудом, Вейник предлагает бездоказательно изложенное «теоретическое» знание, повторяющее средневековых мистиков, древневосточную языческую философию на языке псевдонауки. При этом он непосредственно указывает на тождество своей «общей теории» c древневосточными источниками: «Согласно учению традиционной китайской медицины, «жизненная энергия» чи (по-японски — ки, по-индийски — прана, по-нашему — хрононы) циркулирует по организму, «исходя из сердца и в него же возвращаясь». Правда, в другом месте он утверждает, что его «теория» «дана» лишь в 20-м веке: «В последнее время были нам «вложены в мозги» открытие Ивана Панина и представление о новых хрональном и метрическом явлениях». Но подобные фразы о «вложении в мозги», которыми наполнена книга Вейника, должны интересовать больше психиатров.

В заключение же еще раз подчеркнем то, что многочисленные верные сведения, приводимые автором в своей книге среди не менее многочисленного бреда, не должны смущать читателя. Эти сведения лучше черпать в других источниках, а в книге Вейника они играют ту же роль, что и иконы в квартире экстрасенсов — помочь войти в доверие к посетителю, а в данном случае — к читателю. И доверчивым читателям Вейника, подверженным разлагающему влиянию массовой культуры, захлестывающей сегодня своими мутными волнами и религию, необходимо знать, что его «общая теория» лишь один из легиона подобных капканов, расставленных сегодня врагом рода человеческого в самом начале на пути духовных поисков.

 

По этому адресу находится очень грамотная дискуссия на тему обсуждаемой книги. Приведем два последних и самых содержательных текста из данной темы.

 

 

Ко всем сторонникам Вейника

 

Вопросы…

1. Признаете ли Вы право других людей на негативное отношение к книге Вейника?

2. Признаете ли Вы право других людей на открытое выражение своего мнения относительно книги Вейника как позитивного, так и негативного?
3. Если бы в Вашей власти была возможность насильственного запрещения или простого запрещения любых альтернативных точек зрения на эту работу Вейника, воспользовались бы Вы ею или нет?

4. Можно много обсуждать степень корректности работ Вейника. К работам Вейника по теории литья никаких вопросов нет. Эти работы являются научными и их признание очевидно. Александр Вейник в первом посте нам подробно об этом рассказал. Но как же быть с теми работами, которые тут обсуждаются? Серьезные научные открытия никогда не остаются без внимания научной общественности. Принимаются ли идеи Вейника, изложенные им в работе «Почему я верю в Бога», в современной научной общественности?

5. Из журнала «Фома» о «лженауке» : «Вообще, любая научная работа должна удовлетворять двум обязательным критериям. Во-первых, это верифицируемость, то есть, проще говоря — проверка. Все результаты экспериментов, все расчеты, все данные должны быть проверены независимыми исследователями. Наука не делается только в каком-то одном институте, в одной лаборатории. Если некий эффект действительно существует, значит, он должен быть воспроизводим всюду, где по той же методике поставлен тот же эксперимент.

Второй критерий — так называемая фальсифицируемость. Если ученый выдвигает некую теорию, объясняющую известные факты, то он должен как-то обозначить границы ее применимости, указать условия, при которых теория может оказаться неверной, описать эксперимент (хотя бы мысленный), который ее опровергает. Ведь любое научное знание — не абсолютно. Нет в науке теорий, которые объяснили бы всё раз и навсегда. А псевдонаучные гипотезы как раз зачастую этим и грешат — дают некие универсальные объяснения вещей, которые принципиально не проверяемы, потому что основаны на внерациональной вере».

Внимание, вопрос: Кто конкретно из современных ученых проводит эксперименты ради поиска подтверждений или опровержений изложенных Вейником идей в указанной работе? Есть ли ученые, которые занимаются развитием тех самых идей, которые нами тут обсуждаются?

6. Есть ли научные труды, в которых Вейник хотя бы упоминается как ученый, внесший хоть какой-то вклад в науку, и ссылаются при этом на его книгу «Почему я верю в Бога». Кто продвигает «научные» идеи Вейника, изложенные в книге «Почему я верю в Бога» — ученые, либо его родственники? Не могли бы Вы привести соответствующие ссылки?

7. Согласны ли Вы с тем, что невозможно определить как точное количество людей, ушедших под влиянием книги в Православную Церковь, так и точное количество людей, ушедших под влиянием книги в оккультизм (или пришедших в Церковь, но при этом слабо отличающих оккультизм от Православия)?

8. Можете ли Вы назвать хотя бы одно научное открытие, сделанное благодаря тому, что его автор пришел к нему с помощью соединения каких-либо научных положений с элементами религии?

9. Все ли вы согласны со словами Гексогена: «…Ваша фраза «Верующие люди это и так знают, и доказательств никаких им не требуется», разве это является хоть каким-то аргументом? Масса простых людей не задумывается над тем, что доказывать надо абсолютно всё. Их так воспитали. Отсутствие подобных мыслей вдалбливается верующим богословами-учителями. Это их работа и обязанность, которую, надо отдать им должное, они выполняют превосходно! В данном случае методика религиозного воспитания верующих полностью совпадает с естественной системой обучения — формированием комплекса знаний и навыков, которым на подсознательном уровне любой человек пользуется с детства и «по гроб жизни»…»? Очень прошу ответить на этот вопрос о.Сергия Комлика.

10. Что лично Вы готовы сделать, для того чтобы минимизировать негативное влияние книги Вейника?

 

…Под «последователями Вейника» понимаются все те, в большинстве случаев не связанные между собой люди, которые под влиянием творчества Вейника В.И. начиная с 70-х гг. до наших дней, пришли к оккультизму, либо пришли в Церковь, но не могут отличить учение Церкви от оккультизма. Т.к. сам Виктор Йозефович пришел в Православную Церковь и покаялся, он автоматически исключается из любых рассмотрений группы «последователи Вейника». Сам В.И.Вейник не может быть отнесен к сектантам и, собственно говоря, он не оказывает уже никакого влияния на рассмотрение группы «последователи Вейника». Вейник пришел в Церковь, покаялся, и никаких вопросов к нему нет. Он не рассматривается. Но его работы, в том числе работы по НЛО, экстрасенсорике, в том числе работы, отвергнутые им в конце жизни, продолжают оказывать влияние на окружающее общество и людей. Его работы и его идеи живут, если хотите, самостоятельной жизнью и продолжают оказывать влияние на оккультную среду общества. У Вейника есть последователи именно его оккультных идей. Более того, есть руководители сект, использующие идеи Вейника в своих работах и благодаря этому продолжающие более успешно вербовать людей в оккультизм. Примеры таких руководителей и последователей мы видели в предыдущем посте. Т.е. реальное влияние Вейника на мир оккультизма распространяется далеко за пределы группы «последователи Вейника».

 

 

Не обошли вниманием книгу Вейника и посетители миссионерского форума о. Андрея Кураева .

 

… Вот мнение диакона Андрея Кураева об этой книге:

 

«—   Какая, по Вашему мнению, книга в современной литературе имеет наибольший миссионерский эффект и наоборот, какая (из встретившихся Вам) может надолго оттолкнуть человека от Церкви?

— Я думаю, что ничего более сильного, чем «Исповедь» блаж. Августина, никогда ни один миссионер уже не напишет.

Но, с другой стороны, мне сейчас с некоторой горечью и разочарованием придется сказать о том, что сильная, эффективная с миссионерской точки зрения книга — не всегда лучшая. Например, книга Виктора Вейника «Почему я верю в Бога» чрезвычайно эффективна с точки зрения прихода людей к вере, но совершенно несерьезна с точки зрения богословия и даже той самой науки, которую Вейник представляет. Я считаю просто позором для Церкви, что эта оккультная книга продается во многих храмах и монастырях. Но, несомненно, она очень эффективна и приводит в Церковь сотни людей с компьютерным складом ума. Правда, приходя через эту книгу в Церковь, они плохо отличают мир Православия от мира оккультизма».

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.